«Переходные периоды часто создают гениев, которые именно в результате переходного характера своего времени сразу принадлежат и предыдущей и последующей эпохе»

А.Ф.Лосев

Творчество

«Для меня написать симфонию значит –
всеми средствами существующей
музыкальной техники
построить мир»
Густав Малер

Малер всю жизнь был одержим навязчивой идеей: стать Бетховеном XX века. В его поведении и манере одеваться было нечто бетховенское: за стеклами очков в глазах Малера горел фанатичный огонь, одевался он крайне небрежно, а длинная шевелюра была непременно всклокочена. В жизни он был до странности рассеян и нелюбезен, шарахался от людей и экипажей, словно в лихорадке или нервическом припадке. О его удивительной способности наживать себе врагов ходили легенды. Его ненавидели все: от оперных примадонн до рабочих сцены. Оркестр он мучил нещадно, и сам мог стоять за дирижерским пультом по 16 часов, нещадно ругаясь и разнося всех и вся. За странную и конвульсивную манеру дирижирования его называли "одержимой судорогами кошкой за дирижерским пультом" и "гальванизирующей лягушкой".
«Малер синтезирует развитие европейской симфонии, исчерпывая, завершая и разлагая 
до конца бетховенскую традицию. В том и заключается глубокое своеобразие его симфонизма. Симфония для Малера—это музыкальное изложение великой обобществляющей идеи, обращенное—подобно гениальному завещанию Бетховена
—«к миллионам».
Историческая же разница между ними—в том, что Бетховен—
современник и друг Великой французской Революции, имел свой коллектив,
к которому обращался, в лице революционно настроенной мелкой буржуазии.
Прошло столетие,- и в капиталистическом мире ХХ века
Малер этого коллектива найти не мог и не нашел…»
И. Соллертинский
При жизни Малера его музыка часто недооценивалась. Симфонии Малера именовались «симфоническими попурри», их осуждали за стилевой эклектизм, злоупотребление «реминисценциями» из других авторов и цитатами из австрийских народных песен. Высокую композиторскую технику Малера не отрицали, но его обвиняли в том, что бесчисленными звуковыми эффектами и применением грандиозных оркестровых (а иногда и хоровых) составов он пытается скрыть свою творческую несостоятельность. Его сочинения порой отталкивали и шокировали слушателей напряженностью внутренних парадоксов и антиномий, типа «трагедия – фарс», «пафос – ирония», «ностальгия – пародия», «утонченность – вульгарность», «примитив – изощренность», «пламенный мистицизм – цинизм».
В произведениях Малера прослеживается четкая тенденция к расширению состава оркестра и в то же время тяготение к камерному письму. Обе эти тенденции характерны для начала XX века.
Различают три периода эволюции симфонической музыки Малера:
первый период начинается с Симфонии №1 (1884-1900), называемой "Титан", идлится до Симфонии №4, музыка которой связана с народной песней и с миром песен сборника "Волшебный рог мальчика".
Во второй период входят чисто инструментальные симфонии: Симфония №5 (1901-1902), Симфония №6 (1903-1905), Ситмфония №7 (1904-1905).
Последний период охватывает Симфонию №8, которая называется "Симфония тысячи участников", где во вторую часть включен финал "Фауста" Гете; Симфонию №9, незавершённую симфонию №10 и "Песнь о земле"(1907-1908)

Для понимания симфоний Малера очень важны песни Lied, вошедшие в сборники " Песни странствующего подмастерья", "Волшебный рог мальчика", Песни и напевы юношеских лет", "Песни об умерших детях", пять песен на стихи Рюккерта.
Из юношеских произведений Малера сохранилась только "Жалобная песнь" для солистов,хора и оркестра.